Sunday, April 20, 2008

Когда, Сколько и Что в Обучении других

У нас в доджо есть правило: начинающие ученики (что подразумевает первые несколько лет занятий) не исправляют друг друга. Тот, кто еще не получил черного пояса, может поправить напарника только если его об этом попросили либо сам напарник задал вопрос. Конечно в том, что касается вопросов безопасности, я требую от каждого проявлять ответственность, поправлять друг друга и делать замечания.
Есть немало мест, где всем дозволено учить всех, даже тем ученикам, на счету которых всего несколько уроков в доджо.

Одной из трудных и интересных задач является самостоятельное решение этой проблемы. Я не знаю никого, кто любил бы играть в шахматы под присмотром человека, постоянно подсказывающего как ходить. Во время тренировки у нас часто возникают трудности и вопросы, на которые учитель мог бы дать ответ, но в большинстве случаев он предпочтет дать самому ученику прийти к решению в творческом процессе обучения.

Получив готовый ответ "на блюдечке с золотой каемочкой", ученик сразу может правильно выполнить то, что раньше не получалось, но настоящее понимание и усвоение этому сопутствует далеко не всегда. Когда же он самостоятельно приходит к ответу, то понимание проблемы и ее решения проникает гораздо глубже и основательнее.

При таком подходе годы тренировок поощряют у ученика пробужденность сознания, постоянно толкая его к самостоятельному исследованию путем многочисленных тренировок и повторений. Тренирующийся учится замечать ошибки партнера без излишнего вмешательства в процесс обучения. И так - до получения черного пояса. Потом же я позволяю и даже ожидаю от ученика замечаний и исправлений по отношению к младшим ученикам.

Проблема в том, что с получением черного пояса очень немногие сохраняют правильный баланс в том, что касается обучения других. Одни беспрерывно всех поправляют, другие же остаются привержены старой привычке оставлять партнера без малейших замечаний со своей стороны. Лишь немногие находят верную пропорцию и удачный момент для поправок и замечаний в парной работе.

Мне хотелось бы разъяснить в этой статье свои ожидания, касающиеся исправления старшими учениками младших.
Ключевыми словми здесь можно выделить Когда, Сколько и Что.

Когда

Поправлять партнера в начале выполнения упражнения в большинстве случаев не имеет смысла. Лучший сценарий таков. Старший ученик выполняет технику 4 раза, меняются ролями. Если младший ученик затрудняется в выполнении техники, вместо того, чтобы останавливать его и объяснять, старшему ученику следует, оставаясь уке, направить партнера к правильному движению физически. Снова меняются ролями. Как правило через 5-6 смен ролей у начинающего ученика уже получается выполнить технику, пусть и довольно неуклюже, поначалу со множеством ошибок.
Я рекомендую ничего не поправлять пока не поменяетесь ролями как минимум 10 раз.

Сколько

Несколько лет назад по окончании урока с боккеном (деревянным мечом), один из учеников нашего доджо, исходя из самых благих побуждений, решил помочь вернуть боккены на место в шкаф. Он собрал вместе все боккены (около 20-ти) и, поленившись ходить несколько раз, попытался унести их все сразу. Конечно, не прошел он и нескольких шагов, как они выскользнули у него из рук и рассыпались. Как говорится, схватил много - ничего не схватил.
Пытаясь научиться, обучить кого-то или сделать слишком много вещей одновременно, скорее всего вы не достигнете результата.

Во время парной работы старшего ученика с начинающим я советую сосредоточиться на главном и поправлять только что-то одно. В течение нескольких минут упражнения старший ученик наблюдает повторяющиеся ошибки у младшего и взвешивает, что важнее. Далее я полагаюсь на его решение по поводу того, что поправлять, а что нет.

Если исправлений будет много, в конце занятия ученику будет трудно вспомнить их все и решить, что из этого всего важнее для повторения. Более того, на каждом уроке мы изучаем несколько техник, и если начинающий ученик получит по несколько исправлений в каждой технике, то он будет переполнен замечаниями и разными темами для тренировки - "схватил много - ничего не схватил".

Если же вы исправите лишь что-то одно, то ученик скорее всего поймет и запомнит это. Кроме того, у него будет тема для повторения после тренировки. Было бы отлично, если бы на следующем уроке, встретившись с тем же учеником, вы бы вместе проверили, как он продвинулся и усвоил то, над чем вы работали в прошлый раз.

Что

Стрительство дома начинают с фундамента. Затем возводят опорные столбы, и только потом появляется все остальное. Вопрос "что исправлять" должен получить ответ в течение первых минут тренировки, когда старший ученик замечает, какие ошибки повторяются и выделяет наиболее существенные. Я всегда рекомендую исходить из основного существующего порядка во время выполнения техники. Ведь крышу не кладут пока нет фундамента. Нет смысла поправлять тонкости техники, если бросаются в глаза ошибки в основной стойке и базовых движениях ученика. Я бы советовал делать исправления в соответствии с их изначальным порядком и важностью.

Надеюсь, что эта статья поможет измениться как тем, кто склонен игнорировать ошибки младшего напарника, так и тем, кто переусердствует в исправлении других.

Мне бы хотелось, чтобы большую часть времени мы посвятили тихой и сдержанной тренировке, и старшие ученики не были бы заняты беспрерывным исправлением других. Правильная пропорция между повторением техники и исправлением ошибок - вот те вещи, на которые каждый старший ученик нашего доджо должен обратить внимание.

Перевод: Ольга Вигини ©2008
Автор: Зеев Эрлих ©2008
Охраняется авторским правом. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

No comments: